Раздел 3 Материалы, изделия и конструкции
1. В Сборнике «Ценообразование в строительстве», № 7, июнь 2002, помещена «Методика определения стоимости и трудоемкости работ по перевозке строительных грузов собственным автомобильным транспортом строительных организаций», по которой определяется стоимость перевозки 1 т груза на конкретные расстояния.
Просим разъяснить, как определять стоимость работ по перевозке строительных грузов арендованным автомобильным транспортом при взаиморасчетах за выполненные работы и начисляются ли на стоимость таких перевозок общепроизводственные, административные расходы, а также прибыль, если возможно, с примером (оплата за арендованный автотранспорт посменная или почасовая).
В соответствии с п.3.2.5.1 «Правил определения стоимости строительства» ДБН Д. 1.1-1-2000 затраты по транспортировке материальных ресурсов рассчитываются на основании их нормативного количества, расстояния перевозок и действующих тарифов.
Если перевозка строительных грузов осуществляются арендованным автотранспортом с посменной или почасовой оплатой, при взаиморасчетах за выполненные работы необходимое количество машино-часов работы автотранспорта может определяться исходя из нормативного количества перевозимого груза, класса груза, расстояния перевозки и средней эксплуатационной скорости движения автотранспортного средства.
Стоимость перевозки определяется с учетом рассчитанного количества машино-часов работы автотранспорта и тарифов арендодателя автотранспортного средства в расчете на 1 маш.-ч работы.
Расчет может быть выполнен следующим образом.
Расчет стоимости перевозки строительного груза арендованным автотранспортом
Исходные данные.
1. Наименование груза и его количество - паркет штучный сосновый в количестве 4000 м2.
2. Класс груза - 2, коэффициент использования грузоподъемности автотранспорта (КГР) - 0,89 (приняты в соответствии с п.346 таблицы 7 «Классификация строительных грузов и усредненные расчетные значения коэффициента использования грузоподъемности автотранспорта (К )», помещенной в Сборнике «Ценообразование в строительстве», № 3, март 2002,).
3. Вид автотранспорта - бортовой автомобиль грузоподъемностью 8 т.
4. Вес перевозимого груза за один рейс - 8 т х 0,89 = 7,12 т
5. Тариф арендодателя автотранспортного средства - 280 грн. за 8-ми часовую рабочую смену, или 35 грн./ч.
6. Техническая скорость движения автотранспортного средства при грузоподъемности до 10 т в черте города принята равной 25 км/ч (Методика определения стоимости и трудоемкости работ по перевозке строительных грузов собственным автомобильным транспортом строительных организаций, таблица 3 - помещена в Сборнике «Ценообразования в строительстве», № 7, июль 2002, стр.23).
Средняя эксплуатационная скорость движения автотранспортного средства может быть определена по формуле, приведенной в п.2.3 «Методики определения стоимости и трудоемкости работ...»
Vе = (VТ х S) / (S + tHP x VТ x Kпр) = (25 х 60) / (60+0,81х25х0,5) = 21,39 км/ч
где S - пробег автомобиля на объект и обратно;
Kпр - коэффициент использования пробега, принимается равным 0,5.
В соответствии с таблицей 4 Раздела III «Методики определения стоимости и трудоемкости работ....» норма времени на погрузку или разгрузку первой тонны груза составляет 12 мин., за каждую последующую полную или неполную тонну добавляется 2 мин.
В данном примере расчета время погрузки или разгрузки груза весом 7,12 т составит:
1-ой тонны - 12 мин., следующих 6,12 т по 2 мин. на каждую -12,24 мин., всего на 7,12 т - 24,24 мин.
Соответственно время погрузки и разгрузки на один рейс составит:
tHP = (tH + tP) / 60 = (24,24+24,24) / 60 = 0,81 ч
Необходимое количество машино-часов работы арендованного автотранспорта может быть определено по формуле:
N = (Qгр х S) / (QaxKгрxVe) = (4000 м2 х 0,016 т х 60 км) / (8 т х 0,89 х 23,39 км/ч) = 25,21 маш/ч
где Qгр - вес груза, т;
Qa - грузоподъемность автомобиля, т;
0,076 т - вес 1 м2 паркета штучного соснового.
Стоимость перевозки паркета штучного в количестве 4000 м2 с учетом необходимого времени на его доставку составит:
25,21 маш.-ч х 35 грн/маш.-ч = 882,35 грн.
Общепроизводственные, административные расходы, а также прибыль от стоимости перевозок строительных грузов арендованным автомобильным транспортом не исчисляются и рассчитываются в целом по объекту без учета трудоемкости перевозки грузов арендованным транспортом (см. Сборник «Ценообразование в строительстве», № 12, декабрь 2002, стр.76).
Раздел 5 Эксплуатация строительных машин и механизмов
1. Отдел капитального строительства просит дать разъяснение по следующему вопросу.
Подрядная организация определяет затраты на перебазировку башенных кранов в соответствии с «Методикой определения стоимости перебазировки башенных кранов при составлении договорной цены и проведении взаиморасчетов за объемы выполненных работ», помещенной в Сборнике «Практика формирования взаимоотношений в строительстве в условияхі одноуровневой системы ценообразования».
При расчете подрядчик увеличивает в два раза трудозатраты рабочих при погрузке и разгрузке, сопровождении, а также продолжительность эксплуатации строительной техники на этих работах (таблицы 1, 2 «Методики ...»), ссылаясь на то, что показателями указанных таблиц не учтены затраты на перебазировку башенных кранов на базу подрядчика.
Прав ли подрядчик?
Подрядчик прав. Стоимость перебазировки строительных машин и механизмов, в том числе и башенных кранов, должна учитывать затраты на транспортирование машин и механизмов с одной строительной площадки (базы механизации) на другую и обратно (см. Методические рекомендации по разработке ресурсных элементных сметных норм, Приложение 5 - помещены в Сборнике «Практика формирования взаимоотношений в строительстве в условиях одноуровневой системы ценообразования», стр.227, Сборнике «Ценообразование в строительстве», № 6, июнь 2002, стр.32).
При определении стоимости перебазировки башенных кранов с базы механизации на объект и обратно на базу механизации после завершения монтажных работ приведенные в «Методике определения стоимости перебазировки башенных кранов ...» показатели таблиц 1, 2 применяются в таком порядке:
Показатели трудоемкости работ по монтажу, демонтажу, транспортировке и сопровождению башенных кранов
Таблица 1, графы 3-6, трудоемкость по видам работ, чел.-ч:
- графа 3 (монтаж - демонтаж) - показатели принимаются согласно таблице;
- графа 4 (погрузка - разгрузка) - показатели таблицы принимаются с коэффициентом 2;
- графа 5 (сопровождение) - показатели таблицы принимаются с коэффициентом 2;
- графа 6 (всего) - числовое значение графы 3 суммируется с полученными значениями граф 4 и 5.
Показатели продолжительности работы строительной техники на монтаже, демонтаже, транспортировке и сопровождении башенных кранов
Таблица 2, графы 4-10, продолжительность эксплуатации, маш.-ч:
- графа 4 (монтаж - демонтаж) - показатели принимаются согласно таблице;
- графа 5 (погрузка - разгрузка) - показатели таблицы принимаются с коэффициентом 2;
- графа 6 (всего) - числовое значение графы 4 суммируется с полученным значением графы 5;
- графа 7 (монтаж - демонтаж) - показатели принимаются согласно таблице;
- графа 8 (продолжительность одной перевозки - показатели принимаются согласно) таблице;
- графа 9 (количество перевозок) - показатели таблицы принимаются с коэффициентом 2;
- графа 10 (всего) -числовое значение графы 8 умножается на полученное значение графы 9.
Кроме того, дополнительно учитывается продолжительность работы автокрана КС-4561, сопровождающего транспортировку негабаритных узлов башенного крана (принимается в зависимости от количества рейсов с негабаритными узлами).
Раздел 6 Общепроизводственные, административные расходы и прибыль
1. Управление капитального строительства просит разъяснить следующее.
Если при строительстве объекта подрядчик применяет арендованные машины или механизмы, учитываются ли трудозатраты машинистов для расчета общепроизводственных, административных расходов и прибыли?
Если при строительстве объекта применяются арендованные; строительные машины и механизмы или арендованный автотранспорт для перевозки строительных грузов, общепроизводственные и административные расходы, а также прибыль в целом по объекту строительства рассчитываются без учета трудозатрат рабочих арендодателя, занятых на управлении и обслуживании арендуемых машин и механизмов, и без учета трудоемкости перевозки строительных грузов арендованным автотранспортом.
Общепроизводственные, административные расходы и прибыль в расчете на 1 машино-час работы строительных машин, механизмов и автотранспорта учтены в цене арендодателя и вторично учитываться не должны.
Подробно данный вопрос освещен в Сборнике «Ценообразование в строительстве», № 12, декабрь 2002, стр.72 - 77.
Раздел 9 Вопросы, связанные с деятельностью служб заказчика
1. Отдел капитального строительства выполняет функции заказчика по строящимся объектам и занимается подготовкой исходных данных для проектирования объектов, получением технических условий.
Какие нормативные документы, определяющие размер платы за выдачу технических условий, действуют в настоящее время?
Размер платы за выдачу технических условий по инженерному обеспечению объектов архитектуры определяется в соответствии с расценками, приведенными в Приложении 3 к «Порядку выдачи архитектурно-планировочного задания и технических условий по инженерному обеспечению объекта архитектуры и определения размеры платы за их выдачу», утвержденному постановлением Кабинета Министров Украины от 20.12.1999 № 2328 (см. Сборник «Ценообразование в строительстве», № 1, январь 2000, стр.13 - 43).
Указанным постановлением КМУ установлено, что дальнейшая индексация расценок для исчисления размера платы за выдачу архитектурно-планировочного задания и технических условий по инженерному обеспечению объекта архитектуры проводится ежегодно Госстроем Украины на основании изменения стоимости проектно-изыскательских работ.
В настоящее время, до 1 марта 2003 года, к вышеуказанным расценкам применяется индекс в размере 1,63, утвержденный приказом Госстроя от 29.10.2002 № 67 (см. Сборник «Ценообразование в строительстве», № 12, декабрь 2002, стр.3).
Раздел 12 Расчеты за выполненные работы
1. При формировании договорной цены на капитальный ремонт административного здания в связи с невозможностью размещения подъемника на объекте подъем раствора для устройства цементной стяжки под полы подрядная организация планирует осуществлять вручную с применением простейших подъемных механизмов (блоков и канатов). Стоимость этих работ определяется по норме 7-18-1 РЭСНр, в которой подъем материалов предусмотрено выполнять с применением подъемника мачтового строительного грузоподъемностью 0,5 т. Просим разъяснить, как правильно подрядчик может учесть в договорной цене затраты по подъему раствора вручную и в дальнейшем включать эти затраты в Акты выполненных подрядных работ по форме № КБ-2в?
В соответствии с п.3.2.7.7 ДБН Д. 1.1-1-2000 при расчетах стоимости эксплуатации строительных машин и механизмов, если вследствие! объективных причин (усложненные условия выполнения работ из-за! ограниченности территории строительной площадки, невозможности размещения подъемных механизмов, отсутствия у подрядчика машин и механизмов, предусмотренных нормами, и т.п.) строительные (ремонтно-строительные) работы планируется выполнять без применения машин и механизмов как для внутрипостроечной транспортировки: материальных ресурсов (горизонтальной и вертикальной), так и для выполнения работ, или с применением имеющихся в подрядной организации не предусмотренных нормами машин и механизмов, стоимость таких работ определяется с учетом измененных условий выполнения работ с соответствующими техническими (в проекте производства работ) и экономическими обоснованиями.
В данном случае, при формировании договорной цены экономическим обоснованием подтверждается, что стоимость выполнения paбот по устройству цементной стяжки под полы с подъемом материалов вручную не превышает нормативно-расчетную стоимость этих работ с применением подъемника, предусмотренного нормой 7-18-1 РЭСНр.
Расчетами, проведенными для сопоставления, учитываются также общепроизводственные расходы.