Что должен знать бухгалтер о сметах в строительстве В данной статье мы остановимся на вопросе составления смет, выясним, что представляют собой сметные показатели и как они «вписываются» в бухучет. Кроме того, рассмотрим порядок отображения в учете величины отклонений от сметы и последствий этого в налоговом и бухгалтерском учете, а также поговорим о порядке внесения изменений в смету. Ценообразование в строительстве является одним из самых важных его элементов и имеет свои отраслевые особенности. В соответствии с действующим законодательством субъекты хозяйствования в своей деятельности могут использовать свободные цены, государственные фиксированные и регулируемые цены. В области строительства применяются свободные (договорные) цены. Однако нужно отметить, что одним из методов определения цены строительства является проведение открытых или закрытых подрядных торгов (тендеров), то есть применяется конкурсная форма размещения заказов на строительство. И в случае, когда строительство планируется осуществлять полностью или частично за счет бюджетных средств (или средств государственных предприятий), тендеры проводятся с соблюдением требований Положения о закупках товаров, работ и услуг за государственные средства, утвержденного постановлением КМУ от 17.10.2008 г. № 921 (в настоящее время именно этот документ действует вместо Закона Украины «О закупке товаров, работ и услуг за государственные средства» от 22.02.2000 г. № 1490-III), при условии, что стоимость работ равняется или превышает сумму в 300 тысяч гривен. Система ценообразования в строительстве базируется на расчетных нормативных показателях и текущих ценах трудовых и материально-технических ресурсов. Нормативная база для ценообразования в строительстве — это государственные строительные нормы «Правила определения стоимости строительства» ДБН Д.1.1-1-2000, утвержденные приказом Госстроя Украины от 27.08.2000 г. № 174 (далее — ДБН Д.1.1-1-2000), в соответствии с которыми составляется сметная документация. Напомним, что при определении стоимости строительства с привлечением бюджетных средств или средств предприятий, учреждений и организаций государственной собственности ДБН Д.1.1-1-2000 носят обязательный характер (пп. 1.2.2 ДБН Д.1.1-1-2000); при строительстве за счет других источников финансирования — рекомендательный характер, в этом случае их применение оговаривается в строительном контракте.
|