Поводом для написания этой консультации стало письмо читателя, поступившее в редакцию. Приводим текст вопроса полностью. По договору субподряда мы строим объект. Финансируют строительство за счет бюджетных средств с оплатой от генподрядного подрядчика. Договором подряда предусмотрено, что договорную цену на выполненные работы должны определить: А) на материалы – по количеству согласно ресурсным элементным сметным нормам; Б) на механизмы – на основании нормативного количества машино-часов работы механизмов в соответствии с ресурсными элементными сметными нормами. Субподрядчик оформляет акты выполненных работ (форма КБ-2в) и справки о стоимости выполненных работ (форма БК-3) в программном комплексе «Тендер-контракт» на основании нормативных сметных расчетов. В 2004 году деятельность предприятия проверяла областная контрольно-ревизионная служба. Проверкой установлено несоответствие включенного в акты выполненных работ формы КБ-2в нормативного количества стоимости вспомогательных материалов и нормативного количества и стоимости отработанных Машино-часов механизмов фактическим данным бухгалтерского учета. В акте проверки указано, что в следствие стоимостных и количественных расхождений фактических и нормативных данных субподрядчик нарушил Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой ответственности в Украине». Также в нем записано, что нарушений требований действующего законодательства в части соблюдения нормативов, предусмотренных ДБН 1.1-1-2000, проверкой не установлено. Ссылаясь на акт проверки областной контрольно-ревизионной службы, заказчик требует провести анализ всех актов за 2004 год и сделать перерасчет на фактически использованные материалы и механизмы. Правомерно ли такое требование? Какие данные вносят в акт формы КБ-2в: нормативные или фактические? С другой стороны, в нормативных ресурсных сметных нормах есть вспомогательные материалы и механизмы, которые технологически не применяются или применяются, но другие. Например, вместо тепловоза – трактор Т-150ж/д платформы, - прицеп, полуприцеп. Как быть в этой ситуации? К сожалению, такие ситуации довольно типичные. Практика применения государственных строительных нормативов пока не удовлетворительная, прежде всего из-за непоследовательности и применения двойных стандартов со стороны контролирующих органов. Требования со стороны работников Государственной контрольно-ревизионной службы уменьшить договорную стоимость, когда фактические расходы строителей меньше нормативных, - это привычные реалии современной повседневности. Странно, но мам еще ни разу не приходилось слышать о том, чтобы контролирующие органы настаивали на корректировке договорной стоимости, если фактические расходы превышают нормативные. Следовательно, система работает односторонне: если фактические расходы больше нормативных – государство принимает в расчет нормативные, если же фактические расходы меньше нормативных – тогда берут фактические. То есть речь о расчете по наименьшей из возможных стоимостей. Впрочем, такая традиция, на наш взгляд, не имеет законодательного оправдания. Проанализируем соответствующее законодательство. В соответствии с Пояснениями относительно заполнения Акта приемки выполненных подрядных работ (типовой формы КБ-2в), утвержденными приказом Государственного комитета статистики Украины и Государственного комитета Украины по строительству и архитектуре от 21.06.02 г. №237/5 (далее – Пояснения относительно заполнения Акта): «Расходы на строительство – прямые, общепроизводственные, другие и административные определяются согласно действующим Государственным строительным нормам Украины (ДБН) ». Как известно, нормы ДБН регулирую именно нормативную оценку расходов. Так что форма КБ-2в должна содержать нормативные данные. Это заключение подтверждено и разъяснениями, предоставленными некоторыми письмами Госстроя. Например, в письме Госстроя от 17.02.05 г. № 7/4-6 указано: «При составлении цены предложения (договорной цены) прямые расходы рассчитываются претендентом на выполнение работ на основании нормативной потребности в трудовых и материально-технических ресурсах, необходимых для осуществления проектных решений по объекту заказа, и текущих цен на них (тут и далее выделено авт. – Н.М.) ». В письме Госстроя от 22.05.03 г. № 7/5-462 также находим соответствующее пояснение: «Сметные прямые расходы учитывают в своем составе заработную плату работников, стоимость эксплуатации строительных машин и механизмов и материалов, изделий, конструкций. » При взаиморасчетах за объемы выполненных работ сметная заработная плата определяется на основании нормативных трудозатрат на определенный объем работ и стоимости человека-часа, соответствующей среднему нормативному разряду этих работ и предусмотренной в договорной цене, и отражается в «Акте приемки выполненных подрядных работ » (типовая форма № КБ-2в). Разуметься, если в контракте предусмотрено, что подрядчик может уточнить договорные цены в соответствии с фактическим уровнем потребления ресурсов, контрагенту действительно необходимо корректировать соответствующие расчеты. Но если таких условий в соглашении между подрядчиком и заказчиком нет, то расчеты должны соответствовать нормативным данным, отраженным в форме № КБ-2в. Вспомним, что согласно п.1 Пояснений относительно заполнения Акта «акт приемки выполненных подрядных работ составляется для определения стоимости выполненных объемов подрядных работ и проведения расчетов за выполненные подрядные работы». Изложенные аргументы подтверждают вашу правоту. Впрочем, не следует забывать и о противоположных подзаконных пояснениях. Например, в письме Госстроя от 05.09.02 г. № 8/4-741 читаем: «Фактические расходы на строительство объекта отображаются в первичных учетных документах (№ КБ-2в «Акт приемки выполненных подрядных работ » и КБ-3 «Справка о стоимости выполненных подрядных работ»), форма которых утверждена совместным приказом Госкомстата и Госстроя Украины от 21.06.2002 г. № 273/5. Исходя из приведенного, расходы подрядной организации по объекту по строительному контракту в отчетном периоде определяются на основании акта приемки выполненных подрядных работ (типовая форма № КБ-2в) по строке «Всего (1+2+3+4+5)». Обратите внимание: в письме нет ни одной ссылки на законодательную норму, которая позволила бы придти к подобному выводу. Как видите, ведомство, на которое возложены обязанности нормативного регулирования ценообразования, действует непоследовательно. А заложником такой неопределенности до сих пор остается подрядчик. А теперь итоги: если в договоре между подрядчиком и заказчиком не существует положения о регулировании договорной стоимости (которая рассчитана по нормам ДБН) по уровню фактических расходов, любые требования относительно корректировки договорной стоимости незаконны, и их можно обжаловать в судебном порядке. Лично мы также не усматриваем в ваших действиях каких то нарушения Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой ответственности в Украине » от 16.07.99 г. № 996. Ведь бухгалтерский учет, в отличии от сметного, ведут исключительно по фактическим данным. И еще несколько слов об отклонении нормативов в случае применения других ресурсов. Госстрой в письме от 15.05.03 г. № 7/1-447 так описал эту ситуацию: «Для отдельных зданий в обоснованных случаях, когда по принятой для этих зданий технологии и организации работ расходы трудовых и материально-технических ресурсов отличаются от уровня, принятого в общегосударственных нормах, могут разрабатываться ресурсные элементные сметные нормы на стройку. Решение о разработке таких норм принимается закройщиком по согласованию с Госстроем Украины (п.1.2.4 ДБН Д.1.1-1-2000)». Итак, если вы вынуждены изменить применение ресурсов, предусмотренных нормативами, советуем вам позаботиться об утверждении отдельных сметных норм. Учет в строительстве №40 (1073) 28 апреля 2005.
|