Как КРУ проводит аудит (с.34) и проверки (с. 59)
Опубликовано в Бухгалтерии N49 (776) от 3 ДЕКАБРЯ 2007 года
Главное контрольно-ревизионное управление Украины
Приказ
от 9 октября 2007 года № 232
(Извлечение)
Об утверждении Методики
связи с введением в работе органов государственной контрольно-ревизионной службы государственного финансового аудита деятельности субъектов хозяйствования, по результатам заседания Методологического совета ГлавKРУ ПРИKАЗЫВАЮ:
1. Утвердить Методику проведения органами государственной контрольно-ревизионной службы государственного финансового аудита деятельности субъектов хозяйствования (прилагается).
<…>
Председатель П.АНДРЕЕВ
Внимание: проверки государственных закупок
Лина ЛАГОДА, бухгалтер-эксперт
Нормативная база
– Закон № 1490
Закон Украины от 22.02.2000 г. № 1490-ІІІ «О закупке товаров, работ и услуг за государственные средства», с изменениями и дополнениями
– Закон № 2939
Закон Украины от 26.01.93 г. № 2939-ХІІ «О государственной контрольно-ревизионной службе в Украине», с изменениями и дополнениями
– Порядок № 136
Порядок проведения проверок государственных закупок органами государственной контрольно-ревизионной службы, утвержденный приказом Главного контрольно-ревизионного управления Украины от 26.06.2007 г. № 136
– Порядок № 955
Порядок планирования контрольно-ревизионной работы органами государственной контрольно-ревизионной службы, утвержденный постановлением КМУ от 08.08.2001 г. № 955, с изменениями и дополнениями
– Порядок № 1028
Порядок опечатывания органами государственной контрольно-ревизионной службы касс, кассовых помещений, складов и архивов, утвержденный постановлением КМУ от 26.07.2006 г. № 1028
– Порядок № 550
Порядок проведения инспектирования государственной контрольно-ревизионной службой, утвержденный постановлением КМУ от 20.04.2006 г. № 550
Органы государственной контрольно-ревизионной службы (далее — органы ГКРС) осуществляют проверки государственных закупок на основании Закона № 1490 и Порядка № 136. В данной статье рассмотрим, какие именно проверки в соответствии с Порядком № 1361 проводят органы ГКРС, на каких основаниях назначается та или иная проверка, а также порядок оформления результатов проверки.
Кто проверяет
Органы ГКРС осуществляют проверки, касающиеся соблюдения распорядителями государственных средств требований законодательства в сфере государственных закупок, по следующим стадиям, определенным в ст.22 Закона № 1490:
– утверждение сметы (программы, плана использования государственных средств);
– утверждение годового плана государственных закупок;
– выбор и проведение процедур закупок на основании утвержденной сметы (программы, плана использования государственных средств) и годового плана государственных закупок;
– определение победителя процедуры закупки;
– заключение договоров о закупке;
– составление отчета о результатах осуществления процедуры закупки;
– выполнение договоров о закупке;
– контроль за выполнением договоров о закупке.
Виды проверок госзакупок
В соответствии с п.2 Порядка № 136 проверка государственных закупок может осуществляться в плановом и внеплановом порядке.
Плановая проверка государственных закупок (выездная или невыездная) предусмотрена в плане контрольно-ревизионной работы органа ГКРС.
Внеплановая проверка государственных закупок (выездная или невыездная) не предусмотрена в плане контрольно-ревизионной работы органа ГКРС и проводится при наличии следующих оснований:
– поручения или решения КМУ, поручения Премьер-министра Украины, обращения народного депутата Украины о проведении проверки, которые не могут быть выполнены в плановом порядке;
– возникновения необходимости в проверке сведений, предоставленных в обращении участника, если объект контроля (далее — заказчик) не предоставил объяснений и их документальных подтверждений по обязательному запросу органа ГКРС в течение 3 рабочих дней со дня получения запроса;
– обращения объекта контроля или органа его управления, которое принято органом ГКРС к исполнению;
– жалобы на действия или бездействие должностных лиц органов ГКРС при проведении служебных расследований в отношении этих лиц.
Также осуществляются выездная и невыездная проверки госзакупок, которые включаются как в плановую, так и внеплановую проверки.
Невыездная проверка государственных закупок — это проверка государственных закупок, осуществляемая путем запроса и получения от заказчика необходимых документов, их рассмотрения и анализа. То есть она назначается в том случае, когда необходим документальный анализ проверяемых вопросов. Невыездная проверка государственных закупок по решению руководителя органа ГКРС может быть продлена выездной проверкой государственных закупок с выходом на заказчика, то есть на распорядителя государственных средств.
Выездная проверка государственных закупок — это проверка государственных закупок заказчика, осуществляемая по его местонахождению или по месту расположения объекта его права собственности. То есть выездная проверка назначается в том случае, когда возникает необходимость в фактическом анализе проверяемых вопросов, а также если заказчик не предоставил достаточных объяснений и документальных подтверждений по письменному запросу органа ГКРС в течение 3 рабочих дней со дня получения запроса. Проведение выездной проверки органами ГКРС и привлеченным специалистом осуществляется на основании направления.
Направление на проведение выездной проверки государственных закупок выдается органами ГКРС в двух экземплярах на каждое должностное лицо или привлеченного специалиста с указанием срока проведения ими проверки заказчика. При этом общий срок проведения проверки должностными лицами органов ГКРС и привлеченными специалистами не может превышать 45 рабочих дней. В случае продления срока проверки специалистам выдаются новые направления.
Обращаем внимание, что о проведении внеплановой выездной проверки государственных закупок, невыездной проверки государственных закупок и встречной сверки уведомление не направляется.
Если проверки государственных закупок осуществляются группой работников, то руководитель органа ГКРС назначает руководителя такой группы.
Должностные лица до начала проверки предприятия-заказчика обязаны расписаться в журнале регистрации проверок (при его наличии) с указанием проверяемых закупок. Факт непредоставления журнала фиксируется в акте проверки или акте проверки по отдельным вопросам.
Руководитель проверяемого предприятия должен обеспечить должностных лиц органов ГКРС и привлеченных специалистов местом для работы, создать условия для хранения документов и предоставить возможность пользоваться связью, компьютерной, множительной и прочей техникой.
Уведомление о проведении плановой выездной проверки направляется органами ГКРС одним из следующих способов:
– лично под расписку руководителю или главному бухгалтеру предприятия-заказчика;
– через канцелярию (делопроизводственную службу) с указанием на копии уведомления даты приема и подписью работника канцелярии (общего отдела), принявшего уведомление;
– заказным почтовым отправлением с уведомлением. На копии оставшегося в ГКРС уведомления указываются реквизиты почтового уведомления, которое приобщается к материалам проверки государственных закупок.
Плановая выездная проверка начинается не раньше чем через 10 календарных дней после направления уведомления заказчику.
Анализ вопросов проверки
При проведении проверок государственных закупок осуществляется фактический и документальный анализ проверяемых вопросов.
Фактический анализ осуществляется при проведении выездной проверки путем инвентаризации, обследования и контрольного обмера закуплених (полученных) предприятием — заказчиком товарно-материальных ценностей, работ, услуг. Для этого предприятие предоставляет органам ГКРС доступ на склады, в хранилища, производственные и другие помещения, которые ему принадлежат. В случае отказа от выполнения таких действий органы ГКРС имеют право обратиться в суд с целью инициировать их проведение, а до принятия соответствующего решения в присутствии понятых и представителей предприятия опечатываются кассы, кассовые помещения, склады и архивы в соответствии с процедурами, предусмотренными Порядком № 1028.
Документальный анализ осуществляется путем запроса документов и при выездных проверках государственных закупок. При проведении этого анализа проверяется соответствие документов объекта контроля требованиям законодательства. Если заказчик ведет документы в электронном виде, то по требованию проверяющих руководитель предприятия-заказчика должен обеспечить беспрепятственный доступ к базе данных, а также оформлять соответствующие документы на бумажном носителе.
Для надлежащего проведения проверки должностные лица органа ГКРС имеют право требовать от служебных и материально ответственных лиц предприятия письменных объяснений и сведений, являющихся коммерческой тайной. Если работники предприятия отказываются предоставлять объяснения или сведения, этот факт фиксируется в акте проверки или акте проверки по отдельным вопросам. Также проверяющие могут изымать оригиналы документов по процедуре, предусмотренной п.20 Порядка № 550.
Если проверка у заказчика проводится на основании обращения правоохранительных органов, а также по другим основаниям, и при такой проверке выявлены нарушения, за которые предусмотрена уголовная ответственность или которые содержат признаки коррупционных действий, то материалы таких ревизий органы ГКРС передают в правоохранительные органы не позднее чем через 10 рабочих дней. Если же во время проверки выявлены нарушения, за которые не предусмотрена уголовная ответственность или которые не содержат признаков коррупционных действий, орган ГКРС не позднее чем через 10 рабочих дней письменно информирует о таких нарушениях правоохранительные органы.
По результатам рассмотрения материалов проверки (кроме проведенных по возбужденным уголовным делам) правоохранительные органы в течение 10 рабочих дней уведомляют органы ГКРС о принятом решении.
Оформление результатов проверки
Результаты проверки государственных закупок органы ГКРС фиксируют в акте проверки или в акте проверки по отдельным вопросам. В соответствии с п.35 Порядка № 550 результаты ревизии оформляются актом на бланке органа ГКРС, в котором указываются дата, номер, место составления (название города, села или поселка) и номер экземпляра.
Акт ревизии содержит:
– вступительную часть, в которой указываются: основание для проведения ревизии, полное наименование объекта контроля, его местонахождение, сведения об организационно-правовой форме и форме собственности, дата начала и завершения ревизии, перечень должностных лиц и привлеченных специалистов, перечень лиц, ответственных за финансово-хозяйственную деятельность предприятия в период ревизии;
– констатирующую часть, в которой приводится информация о результатах ревизии по каждому вопросу с указанием, за какой период, каким способом (выборочным, сплошным) и по каким документам проверены эти вопросы, а также заключение о наличии или отсутствии нарушений.
Акт составляется в трех экземплярах: первый — для органа ГКРС, второй — для проверяемого предприятия, третий — для передачи правоохранительным органам (до передачи в органы акт хранится в материалах ревизии).
Акт подписывают должностное лицо ГКРС или руководитель группы, если проверка осуществлялась в составе группы, а также руководитель и главный бухгалтер проверяемого предприятия и другие работники предприятия в случае необходимости.
Первый и третий экземпляры акта предоставляются предприятию для рассмотрения и подписания в срок не позднее 5 рабочих дней после завершения ревизии. Вернуть подписанные акты предприятие обязано не позднее 3 рабочих дней после их получения.
После поступления подписанных экземпляров акта орган ГКРС не позднее следующего рабочего дня выдает предприятию второй экземпляр акта ревизии. Если при подписании акта ревизии у руководителя и главного бухгалтера предприятия возникают возражения (замечания), касающиеся содержания акта, его подписывают с оговоркой. То есть руководитель предприятия не позднее чем через 5 рабочих дней после возврата акта органу ГКРС должен предоставить письменные возражения (замечания).
В свою очередь, орган ГКРС, рассмотрев полученные возражения от заказчика, предоставляет не позднее чем через 15 рабочих дней письменное заключение. Для уточнения изложенных фактов в возражениях (замечаниях) орган ГКРС вправе требовать от предприятия необходимые документы для проверки и дополнительные объяснения. Если в течение этого срока не поступают возражения в органы ГКРС в случае подписания акта с возражениями, то орган ГКРС принимает меры для реализации результатов ревизии.
По результатам проведения ревизии, касающейся отдельных вопросов программы, должностные лица органа ГКРС и привлеченные специалисты, проводившие ревизию в составе группы, могут по решению руководителя группы составлять справки, которые подписывают ответственное лицо органа ГКРС (или специалист) и работники предприятия, ответственные за это. Справки составляются в одном экземпляре, выдаются руководителю группы для принятия решения о включении в акт ревизии изложенных в них фактов и приобщаются к материалам ревизии. По требованию предприятия ему могут быть предоставлены копии справок.
В соответствии со ст.13 Закона № 2939 заказчик имеет право обжаловать результаты проверки государственных закупок в судебном или административном порядке.
Информация о проверках государственных закупок может передаваться органами ГКРС Кабинету Министров Украины, Министерству финансов Украины, Антимонопольному комитету Украины, Государственному казначейству Украины, Межведомственной комиссии по вопросам государственных закупок, обслуживающим банкам и соответствующим органам государственной власти, органам местного самоуправления, органам управления, собственникам предприятия — заказчика и его вышестоящим организациям.
Органы ГКРС по результатам проведенной проверки и в пределах предоставленных прав принимают меры для обеспечения:
– привлечения к административной, дисциплинарной и материальной ответственности виновных в допущении нарушений работников проверяемого предприятия;
– обращения в суд в интересах государства об устранении выявленных нарушений по вопросам сохранения и использования активов, а также взыскания в доход государства средств, полученных по незаконным договорам, без установленных оснований и нарушения требований законодательства;
– применения мер воздействия за нарушение бюджетного законодательства.
Также органы ГКРС осуществляют контроль за устранением нарушений законодательства заказчиком. По результатам анализа их обратного информирования о принятых мерах, а также при последующих ревизиях этих предприятий они систематически изучают материалы ревизий и на основании их обобщения вносят соответствующим органам государственной власти и органам местного самоуправления предложения о пересмотре нормативно-правовых актов, устранении причин и условий, способствовавших нарушениям законодательства.
Результаты ревизии
Должностные лица органа ГКРС в случае выявления нарушений имеют право, не дожидаясь завершения ревизии, устно порекомендовать руководителю предприятия безотлагательно принять меры по устранению и предотвращению нарушений в дальнейшем. Если меры по устранению выявленных нарушений не обеспечены, орган ГКРС не позднее чем через 10 рабочих дней после регистрации акта ревизии, а в случае поступления возражений (замечаний) к нему — не позднее 3 рабочих дней после направления заключений на такие возражения, направляет предприятию-заказчику письменное требование об устранении выявленных ревизией нарушений с указанием срока информирования.
В свою очередь, предприятие представляет органу ГКРС заверенные копии первичных, распорядительных и других документов, подтверждающих устранение фактов выявленных нарушений, в сроки, определенные требованием.
________________________________________
1Вступил в силу с 24.07.2007 г. (прим. авт.).
|