Матеріал надано редакцією журналу «Справочник экономиста»
e-mail: economist@mediapro.com.ua, http://www.mediapro.com.ua/economist/new_issue.php,
тел.: (044) 568-51-38 (багатоканальний), 551-15-82
Действующее законодательство Украины предусматривает осуществление строительства двумя способами: подрядным и хозяйственным. В отличие от хозяйственного способа, при котором строительство ведется собственными силами заказчика без привлечения сторонних организаций, подрядный способ предполагает участие строительных организаций в выполнении работ. Поскольку подрядный способ строительства зиждется на соответствующем договоре, подробно рассмотрим особенности его заключения.
Передплатний індекс 08058
Действующее законодательство Украины предусматривает осуществление строительства двумя способами: подрядным и хозяйственным. В отличие от хозяйственного способа, при котором строительство ведется собственными силами заказчика без привлечения сторонних организаций, подрядный способ предполагает участие строительных организаций в выполнении работ. Поскольку подрядный способ строительства зиждется на соответствующем договоре, подробно рассмотрим особенности его заключения.
Договор строительного подряда
Подряд с точки зрения кодексов
Подрядные отношения регулируются главой 61 Гражданского кодекса Украины (ГКУ). Определение договора подряда содержится в статье 837 ГКУ, согласно которой по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить определенную работу по заданию второй стороны (заказчика), а заказчик обязуется принять и оплатить выполненную работу. Данного определения недостаточно, когда речь идет о договоре строительного подряда, поэтому следует обратиться к статье 875 ГКУ, в которой более подробно формулируются понятие и признаки этого договора. Согласно этой статье по договору строительного подряда подрядчик обязуется построить и сдать в установленный срок объект или выполнить другие строительные работы в соответствии с проектно-сметной документацией, а заказчик обязуется передать утвержденную проектно-сметную документацию, если эта обязанность не возлагается на подрядчика, принять объект или завершенные строительные работы и оплатить их. По правилам ГКУ договор строительного подряда заключается в целях проведения нового строительства, капитального ремонта, реконструкции (технического переоснащения) предприятий, зданий (в частности, жилых домов), сооружений, выполнения монтажных, пусконаладочных и других работ, неразрывно связанных с местонахождением объекта.
Подряд усложнен тем, что он регламентируется не только ГКУ, но и Хозяйственным кодексом Украины (ХКУ), в котором глава 33 «Капитальное строительство», в сущности, повторяет функции главы 61 ГКУ и регулирует подобные отношения. Договор подряда на капитальное строительство согласно части 2 статьи 318 ХКУ заключается на строительство, расширение, реконструкцию и перепрофилирование объектов; строительство объектов с возложением полностью или частично на подрядчика выполнения работ по проектированию, поставке оборудования, пусконаладочных и других работ; выполнение отдельных комплексов строительных, монтажных, специальных, проектно-конструкторских и прочих видов работ, связанных со строительством объектов.
Если сравнить определение договора подряда на капитальное строительство (ХКУ) и договора строительного подряда (ГКУ), существенных отличий нет. Необходимо обратить внимание на норму части 2 статьи 317 ХКУ. Эта норма устанавливает, что общие условия договоров подряда
Рекомендация
При переводе «буквы закона» на более доступный язык это означает, что нормы ХКУ, которые касаются строительного подряда, имеют приоритет перед соответствующими нормами ГКУ: в случае возникновения конфликтов между нормами кодексов сторонам договора рекомендуется (точнее – следует) применять правила ХКУ.
определяются в соответствии с положениями Гражданского кодекса Украины о договоре подряда, если иное не предусмотрено этим Кодексом.
Рекомендация
При переводе «буквы закона» на более доступный язык это означает, что нормы ХКУ, которые касаются строительного подряда, имеют приоритет перед соответствующими нормами ГКУ: в случае возникновения конфликтов между нормами кодексов сторонам договора рекомендуется (точнее – следует) применять правила ХКУ.
Существенные условия договора
Не лишним будет напомнить сторонам договора об опасности признания договора незаключенным. ГКУ устанавливает, что договор считается заключенным, если стороны в надлежащей форме достигли согласия по всем существенным условиям договора. Существенными условиями договора являются условия о предмете договора – условия, определенные законодательством как существенные или являющиеся необходимыми для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению хотя бы одной из сторон должно быть достигнуто соглашение (статья 638 ГКУ). Закон (в данном случае – ГКУ) не определяет перечень существенных условий договора строительного подряда в какой-то одной статье. Поэтому сторонам довольно сложно сориентироваться в выявлении таких условий и закреплении их в договоре.
Знание положений статьи 318 ХКУ окажет большую помощь участникам подрядных отношений. В ней указано, что договор подряда на капитальное строительство должен предусматривать:
• наименование сторон;
• место и дату заключения;
• предмет договора (наименование объекта, объемы и виды работ, предусмотренных проектом);
• сроки начала и завершения строительства, выполнения работ;
• права и обязанности сторон;
• стоимость и порядок финансирования строительства объекта (работ);
• порядок материально-технического, проектного и другого обеспечения строительства;
• режим контроля качества работ и материалов заказчиком;
• порядок принятия объекта (работ);
• порядок расчетов за выполненные работы, условия о дефектах и гарантийных сроках;
• страхование рисков*, финансовые гарантии;
• ответственность сторон (возмещение убытков);
Рекомендация
Советуем сторонам договора подряда воспользоваться перечнем этих условий, чтобы избежать неприятной ситуации, когда кто-либо попробует оспорить заключение такого договора.
• урегулирование споров, основания и условия изменения и расторжения договора.
Рекомендация
Советуем сторонам договора подряда воспользоваться перечнем этих условий, чтобы избежать неприятной ситуации, когда кто-либо попробует оспорить заключение такого договора.
Подзаконные акты о подряде
Регулирование подряда не исчерпывается только влиянием ГКУ и ХКУ, существуют и другие, не менее важные нормативно-правовые акты о подряде. Несколько слов уделим такому любопытному документу, как Положение о подрядных контрактах в строительстве Украины, утвержденному научно-техническим советом Министерства Украины по делам строительства и архитектуры (протокол от 15 декабря 1993 г. № 9) (далее – Положение). Этот документ определяет порядок подготовки, составления и выполнения подрядных контрактов на строительство объектов, носит рекомендательный характер и учитывает требования законодательства по данному вопросу, отечественный и зарубежный опыт правового регулирования отношений между участниками строительства и особенности рыночных отношений в строительстве. Несмотря на то, что этот документ был принят еще в начале девяностых годов, многие из его положений сохранили свою актуальность и по сей день.
Однако к некоторым пунктам этого Положения следует относиться очень осторожно. Например, оно предусматривает, что участникам целесообразно заключить предконтрактное соглашение (протокол о намерениях), согласно которому они примут в будущем обязательства на условиях этого соглашения. С учетом его условий участники планируют свою деятельность, организовывают подготовительную работу для заключения контракта, готовят необходимую документацию, размещают заказы на материалы, оборудование, заключают аналогичные соглашения с субподрядчиками и поставщиками. Таким образом, можно сделать вывод о том, что данный документ является обязательным для выполнения, а если одна из сторон без уважительных причин отказывается от заключения контракта, другая сторона имеет право обратиться в суд с иском о компенсации понесенных убытков.
Современное украинское законодательство, в отличие от Положения, содержит другую норму. Согласно части 4 статьи 635 ГКУ протокол о намерениях, если в нем нет волеизъявления сторон относительно предоставления ему статуса предварительного договора, не считается предварительным договором. Это означает, что этот протокол не порождает обязательств сторон в будущем заключить основной договор на определенных условиях. И хотя приведенные правила Положения можно считать относящимися именно к предварительному договору, а не к протоколу о намерениях, сторонам договора строительного подряда в случае заключения предконтрактного соглашения следует применять
Рекомендация
Предлагаем сторонам договора строительного подряда для более тщательного оформления отношений использовать пункт 4.1 Положения, в котором указывается приблизительный перечень условий подрядного договора (контракта). Этот перечень насчитывает 20 пунктов: определения и сроки; предмет контракта; цена предмета контракта; сроки выполнения работ; расчеты и платежи; проектная документация; изменение проектной документации и объемов работ в процессе строительства; строительная площадка; материально-техническое обеспечение; субподрядные организации; страхование рисков; выполнение работ; контроль за качеством работ, материалов и оборудования; рабочая сила; сдача и принятие работ; гарантийные сроки эксплуатации объекта; финансовые гарантии; материальная ответственность и освобождение от нее; разрешение разногласий и арбитраж; приостановление работ и расторжение контракта.
Поскольку указанный список условий (статей) договора не более чем приблизительный, сторонам следует уточнять его с учетом конкретных особенностей строительства и взаимных договоренностей.
В остальных пунктах Положения даются рекомендации по каждому из 20 пунктов контракта. Кроме того, приводится образец контракта в приложении 1 к этому Положению. Таким образом, детальное ознакомление сторон договора с этим документом, безусловно, поможет определиться с выбором условий договора строительного подряда.
Кроме Положения в действующем законодательстве существует другой нормативно-правовой акт, детализирующий вопросы заключения договоров строительного подряда. Это Правила о договорах подряда на капитальное строительство, утвержденные постановлением Совета Министров СССР от 26 декабря 1986 г. № 1550 (далее – Правила о договорах подряда). Поскольку вопрос о возможности применения этих Правил вызывает споры: одни считают невозможным их применение, другие настаивают на обратном, – приведем ниже обе точки зрения, что поможет прийти к определенному аргументированному выводу.
Сторонники той точки зрения, что Правила о договорах подряда не имеют силы, ссылаются на следующее. Письмом Государственного комитета по строительству, архитектуре и жилищной политике Украины (Госстроя) от 19 июня 2001 г. № 8/8-240 было разъяснено, что Правила о договорах подряда утратили свою силу в связи с принятием Закона Украины «Об инвестиционной деятельности» от 18 сентября 1991 г. № 1560-XII (далее – Закон об инвестиционной деятельности), введенного в действие постановлением Верховной Рады Украины от 18 сентября 1991 г. № 1561-XII (далее – постановление ВРУ № 1561).
Те, кто считает, что Правила о договорах подряда действительны, аргументируют свою точку зрения тем, что в Законе об инвестиционной деятельности нет прямого указания (нормы) о том, что вышеназванные Правила в связи с принятием этого Закона не могут применяться.
Надо полагать, что наиболее правильной позицией нужно считать следующую. Правила о договорах подряда действуют, но с некоторыми ограничениями. Поясним мнение автора. Правила о договорах подряда были приняты еще во время существования СССР. В соответствии с постановлением Верховной Рады Украины «О порядке временного действия на территории Украины отдельных актов законодательства Союза ССР» от 12 сентября 1991 г. № 1545-XII законодательные акты бывшего Союза ССР применяются на территории республики до принятия соответствующих актов законодательства Украины при условии, что они не противоречат Конституции и законам Украины. Подобное правило содержится в постановлении ВРУ № 1561, где указано, что действующие акты законодательства Украины применяются, если они не противоречат Закону об инвестиционной деятельности. Статьей 9 этого Закона определено, что заключение договоров, определение обязательств, прочих условий хозяйственных взаимоотношений, которые не противоречат законодательству Украины, является исключительной компетенцией сторон договора.
Таким образом, данные Правила могут быть использованы в части споров, которые не регулируются действующим законодательством и не противоречат ему, и если это предусмотрено соответствующим договором подряда. Кстати, такого же мнения придерживается и Высший арбитражный суд Украины (письмо от 1 марта 1995 г. № 01-8/132).
именно определение предварительного договора, чтобы не создавать себе возможных проблем.
Рекомендация
Предлагаем сторонам договора строительного подряда для более тщательного оформления отношений использовать пункт 4.1 Положения, в котором указывается приблизительный перечень условий подрядного договора (контракта). Этот перечень насчитывает 20 пунктов: определения и сроки; предмет контракта; цена предмета контракта; сроки выполнения работ; расчеты и платежи; проектная документация; изменение проектной документации и объемов работ в процессе строительства; строительная площадка; материально-техническое обеспечение; субподрядные организации; страхование рисков; выполнение работ; контроль за качеством работ, материалов и оборудования; рабочая сила; сдача и принятие работ; гарантийные сроки эксплуатации объекта; финансовые гарантии; материальная ответственность и освобождение от нее; разрешение разногласий и арбитраж; приостановление работ и расторжение контракта.
Поскольку указанный список условий (статей) договора не более чем приблизительный, сторонам следует уточнять его с учетом конкретных особенностей строительства и взаимных договоренностей.
В остальных пунктах Положения даются рекомендации по каждому из 20 пунктов контракта. Кроме того, приводится образец контракта в приложении 1 к этому Положению. Таким образом, детальное ознакомление сторон договора с этим документом, безусловно, поможет определиться с выбором условий договора строительного подряда.
Кроме Положения в действующем законодательстве существует другой нормативно-правовой акт, детализирующий вопросы заключения договоров строительного подряда. Это Правила о договорах подряда на капитальное строительство, утвержденные постановлением Совета Министров СССР от 26 декабря 1986 г. № 1550 (далее – Правила о договорах подряда). Поскольку вопрос о возможности применения этих Правил вызывает споры: одни считают невозможным их применение, другие настаивают на обратном, – приведем ниже обе точки зрения, что поможет прийти к определенному аргументированному выводу.
Сторонники той точки зрения, что Правила о договорах подряда не имеют силы, ссылаются на следующее. Письмом Государственного комитета по строительству, архитектуре и жилищной политике Украины (Госстроя) от 19 июня 2001 г. № 8/8-240 было разъяснено, что Правила о договорах подряда утратили свою силу в связи с принятием Закона Украины «Об инвестиционной деятельности» от 18 сентября 1991 г. № 1560-XII (далее – Закон об инвестиционной деятельности), введенного в действие постановлением Верховной Рады Украины от 18 сентября 1991 г. № 1561-XII (далее – постановление ВРУ № 1561).
Те, кто считает, что Правила о договорах подряда действительны, аргументируют свою точку зрения тем, что в Законе об инвестиционной деятельности нет прямого указания (нормы) о том, что вышеназванные Правила в связи с принятием этого Закона не могут применяться.
Надо полагать, что наиболее правильной позицией нужно считать следующую. Правила о договорах подряда действуют, но с некоторыми ограничениями. Поясним мнение автора. Правила о договорах подряда были приняты еще во время существования СССР. В соответствии с постановлением Верховной Рады Украины «О порядке временного действия на территории Украины отдельных актов законодательства Союза ССР» от 12 сентября 1991 г. № 1545-XII законодательные акты бывшего Союза ССР применяются на территории республики до принятия соответствующих актов законодательства Украины при условии, что они не противоречат Конституции и законам Украины. Подобное правило содержится в постановлении ВРУ № 1561, где указано, что действующие акты законодательства Украины применяются, если они не противоречат Закону об инвестиционной деятельности. Статьей 9 этого Закона определено, что заключение договоров, определение обязательств, прочих условий хозяйственных взаимоотношений, которые не противоречат законодательству Украины, является исключительной компетенцией сторон договора.
Таким образом, данные Правила могут быть использованы в части споров, которые не регулируются действующим законодательством и не противоречат ему, и если это предусмотрено соответствующим договором подряда. Кстати, такого же мнения придерживается и Высший арбитражный суд Украины (письмо от 1 марта 1995 г. № 01-8/132).
Содержание договора
Основные обязанности сторон договора строительного подряда прописаны в статье 875 ГКУ. Сосредоточимся вначале на главных обязанностях заказчика. Заказчик обязан своевременно предоставить подрядчику строительную площадку (фронт работ), передать утвержденную проектно-сметную документацию, если эта обязанность не возлагается на подрядчика, организовать и осуществить принятие результата выполненной работы, оплатить их. Конечно, заказчик не ограничивается только теми обязанностями, которые были перечислены выше, но другие обязанности следуют, в основном, не из гражданских основ договора строительного подряда, а из условий отдельного договора.
Более существенно в законодательстве, прежде всего в ГКУ, регламентируются обязанности подрядчика. Приведем главные из них:
• подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним строительные работы согласно проектной документации, определяющей объем, содержание работы и другие требования, которые относятся к работам, и смете, устанавливающей цену работ. Если подрядчик обнаруживает в ходе строительства не учтенные проектной документацией работы и необходимость проведения в связи с этим дополнительных затрат и увеличения сметы, он обязан сообщить об этом заказчику. В случае неполучения от заказчика в определенный срок ответа на свое уведомление подрядчик обязан приостановить соответствующие работы с отнесением убытков, причиненных этой остановкой, на заказчика;
• осуществлять материально-техническое обеспечение строительства, если другое не установлено договором;
• принимать все меры по обеспечению сохранности имущества, переданного ему заказчиком;
• своевременно предупреждать заказчика о недоброкачественности или непригодности материала, полученного от заказчика; о том, что соблюдение указаний заказчика угрожает качеству или пригодности результата работы; о наличии иных обстоятельств, не зависящих от подрядчика, которые не угрожают качеству или пригодности результата работы;
• заключить договор страхования объекта строительства или комплекса работ, если другое не установлено договором строительного подряда;
• устранять за свой счет по требованию заказчика недостатки, допущенные по вине подрядчика, и недостатки, за которые подрядчик не отвечает, если это предусмотрено договором строительного подряда.
Отдельно остановимся на правилах передачи и принятия работ по договору строительного подряда. Передача работ подрядчиком и принятие их заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами. В случае отказа одной из сторон от подписания акта это указывается в акте, и он подписывается второй стороной. Следует отметить, что акт, подписанный одной стороной, может быть признан судом недействительным лишь в том случае, если мотивы отказа второй стороны от подписания акта уважительны. Заказчик обязан немедленно начать принятие работ, если он получил уведомление подрядчика о готовности передать работы, выполненные по договору. В договоре может быть оговорено обязательство заказчика по немедленному принятию работ в случае осуществления подрядчиком не всех работ, а лишь их этапа. По общему правилу (т. е. если другое правило не указано в договоре) заказчик организовывает и осуществляет принятие работ за свой счет. В принятии работ должны принимать участие не только заказчик и подрядчик, а и другие лица – представители органов государственной власти и органов местного самоуправления в случаях, когда это установлено законом или другими нормативно-правовыми актами. Также из договора строительного подряда или из характера работ может следовать, что принятие работ осуществляется после предварительного испытания. В случае проведения предварительного испытания работы принимаются только при достижении положительного результата этих испытаний. Заказчик может воспользоваться своим правом отказа от принятия работ при выявлении недостатков, которые исключают возможность использования объекта для указанной в договоре цели и не могут быть устранены подрядчиком, заказчиком или третьим лицом.
Остановим внимание на отдельных положениях строительного подряда (капитального строительства), которые прописаны в ХКУ. Согласно статье 320 ХКУ заказчик имеет право, не вмешиваясь в хозяйственную деятельность подрядчика, осуществлять контроль и технический надзор за соответствием объема, стоимости и качества выполненных работ проектам и сметам, проверять ход и качество строительных и монтажных работ, а также качество используемых материалов. Следует отметить, что эта норма практически полностью совпадает по своему смыслу с частью 1 статьи 849 ГКУ. В свою очередь, подрядчик имеет право не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случае нарушения заказчиком своих обязательств по договору, вследствие которого начать или продолжить работы подрядчиком невозможно.
Статья 321 ХКУ устанавливает особенности расчетов между сторонами по договору подряда. Стоимость работ по договору подряда (компенсация затрат подрядчика и принадлежащее ему вознаграждение) может определяться путем составления приблизительной или твердой сметы.
Приблизительная смета составляется в тех случаях, когда невозможно заранее определиться с перечнем всех необходимых работ – по факту выполнения работ смета уточняется, и расчеты проводятся согласно фактически понесенным подрядчиком затратам. В договоре строительного подряда, если стороны сделали выбор в пользу приблизительной сметы, следует обязательно оговорить условие, что она является приблизительной, поскольку в противном случае смета будет считаться твердой. При необходимости значительно превысить приблизительную смету, подрядчик обязан своевременно предупредить об этом заказчика. Если подрядчик не предупредил заказчика о превышении сметы, он обязан выполнить работу, не требуя возмещения понесенных дополнительных затрат.
Смета считается твердой, если договором не предусмотрено иное. Изменения в твердую смету могут быть внесены лишь по согласованию сторон. Подрядчик не имеет права требовать увеличения твердой сметы, а заказчик – ее уменьшения. В случае существенного увеличения после заключения договора стоимости материалов и оборудования, которые должны предоставляться подрядчиком, а также услуг, которые предоставлялись третьими лицами подрядчику, подрядчик имеет право требовать увеличения установленной стоимости работ, а в случае отказа заказчика – расторгнуть договор в установленном порядке.
Особенности ответственности
Одним из правовых последствий нарушения обязательства является наступление ответственности виновной стороны. В любом юридически грамотном договоре стороны очень тщательно выписывают основания, условия и порядок применения мер ответственности, поскольку ответственность выступает важным фактором соблюдения сторонами договорной дисциплины.
В законодательстве существуют как общие положения об ответственности за нарушение обязательства, так и положения, носящие специальный характер. Общие положения содержатся в главе 51 ГКУ «Правовые последствия нарушения обязательства. Ответственность за нарушение обязательства» и в разделе V Хозяйственного кодекса Украины «Ответственность за правонарушения в сфере хозяйствования».
Если общие нормы ГКУ об ответственности в основном передают содержание положений известного Гражданского кодекса УССР 1963 года, то правила ХКУ изменяют привычный подход. В соответствии с частью 1 статьи 216 ХКУ участники хозяйственных отношений несут хозяйственно-правовую ответственность за правонарушения в сфере хозяйствования путем применения к правонарушителям хозяйственных санкций на основаниях и в порядке, предусмотренных этим Кодексом, другими законами и договором. Под хозяйственными санкциями признаются меры воздействия на правонарушителя в сфере хозяйствования, в результате применения которых для него наступают неблагоприятные экономические и/или правовые последствия. При этом применение хозяйственных санкций должно гарантировать защиту прав и законных интересов граждан, организаций и государства, в том числе возмещение убытков участникам хозяйственных отношений, причиненных правонарушением, и обеспечивать правопорядок в сфере хозяйствования. Принципы, на которых базируется ответственность, можно определить следующим образом: потерпевшая сторона имеет право на возмещение убытков независимо от того, есть ли указания об этом в договоре; уплата штрафных санкций за нарушение обязательства, а также возмещение убытков не освобождают правонарушителя без согласия второй стороны от выполнения принятых обязательств; в хозяйственном договоре недопустимы оговорки относительно исключения или ограничения ответственности производителя (продавца) продукции.
Если переходить к рассмотрению специальных норм об ответственности, необходимо обратить внимание на те главы ГКУ и ХКУ, которые касаются соответственно договора строительного подряда и договора подряда на капитальное строительство.
Начнем с ГКУ. Согласно статье 883 ГКУ подрядчик отвечает за недостатки построенного объекта, за просрочку передачи его заказчику и за другие нарушения договора (недостижение проектной мощности, прочих запроектированных показателей и т. п.), если не докажет, что эти нарушения произошли не по его вине. За невыполнение или ненадлежащее выполнение обязанностей по договору строительного подряда подрядчик уплачивает неустойку, установленную договором или законом, и возмещает убытки в полном объеме. Что касается уплаты подрядчиком неустойки по договору, согласно которому предполагается выполнение работ поэтапно, ГКУ вводит интересное правило. Оно состоит в том, что суммы неустойки (пени), уплаченные подрядчиком за нарушение сроков выполнения отдельных работ, возвращаются подрядчику в случае завершения всех работ до установленного договором предельного срока. По ГКУ ответственность заказчика заключается в том, что в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения им своих обязанностей по договору строительного подряда он платит подрядчику неустойку, установленную договором или законом, и возмещает убытки в полном объеме, если не докажет, что нарушения договора произошло не по его вине.
Ответственность подрядчика в ГКУ предусмотрена статьей 858, хотя эта статья и не имеет непосредственного отношения к договору строительного подряда. Согласно части 3 статьи 875 ГКУ к договору строительного подряда применяются положения ГКУ, если иное не установлено законом. В соответствии с частью 4 статьи 837 ГКУ к отдельным видам договоров подряда, установленным параграфами 2–4 главы 61 (договор строительного подряда помещен в третий параграф), положения первого параграфа применяются, если другое не установлено положениями ГКУ об этих видах договоров. Таким образом, из этого следует вывод, что к договору строительного подряда может применяться статья 858, которая содержится в первом параграфе главы 61 ГКУ.
Статья 858 ГКУ регулирует ответственность подрядчика за ненадлежащее качество работы. Часть первая этой статьи предоставляет заказчику право по своему выбору требовать от подрядчика в случае выполнения им работы с отступлениями от условий договора подряда: бесплатного устранения недостатков в работе в разумный срок; пропорционального уменьшения цены работы; возмещения своих расходов на устранение недостатков, если право заказчика их устранять установлено договором. Статьей 858 ГКУ также предусмотрено, что подрядчик, предоставивший материал для выполнения работы, отвечает за его качество согласно положениям об ответственности продавца за товары ненадлежащего качества, то есть право заказчика по своему выбору требовать от подрядчика пропорционального уменьшения цены, бесплатного устранения недостатков товара в разумный срок, возмещения расходов на устранение недостатков товара. Условие договора об освобождении подрядчика от ответственности за определенные недостатки работы не освобождает его от ответственности за недостатки, возникшие вследствие умышленных действий или бездеятельности подрядчика.
При описании ответственности сторон по правилам ХКУ целесообразно отметить следующее. Между ГКУ и ХКУ есть много общего относительно ответственности сторон договора подряда. Согласно части 1 статьи 322 ХКУ за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательств по договору подряда на капитальное строительство виновная сторона уплачивает штрафные санкции, а также возмещает второй стороне убытки в сумме, не покрытой штрафными санкциями, если другой порядок не установлен законом. Но, в отличие от ГКУ, предоставляющего заказчику альтернативный выбор (безвозмездное устранение недостатков в работе в разумный срок; пропорциональное уменьшение цены работы; возмещение расходов на устранение недостатков), ХКУ предусматривает только одно безальтернативное последствие выявления недостатков при принятии работ (объекта) – подрядчик обязан устранить недостатки за свой счет в сроки, согласованные с заказчиком. В случае нарушения сроков устранения недостатков подрядчик несет ответственность, предусмотренную договором.
Исковая давность
Учитывая то, что с понятием ответственности неразрывно связано понятие исковой давности, так как только в пределах срока исковой давности лицо может обратиться в суд с требованием о защите своего гражданского права или интереса, рассмотрим исковую давность в договоре строительного подряда.
ХКУ выделяет пять различных сроков исковой давности в этих отношениях. В соответствии с ХКУ течение исковой давности по требованиям, следующим из ненадлежащего качества работ по договору подряда на капитальное строительство, начинается со дня принятия работы заказчиком и составляет:
• один год – относительно недостатков некапитальных конструкций;
• два года – в случае если недостатки некапитальных конструкций не могли быть выявлены при обычном способе принятия работы (скрытые недостатки);
• три года – относительно недостатков капитальных конструкций;
• десять лет – в случае если недостатки капитальных конструкций не могли быть выявлены при обычном способе принятия работы (скрытые недостатки);
• тридцать лет – относительно возмещения убытков, причиненных заказчику противоправными действиями подрядчика, которые привели к разрушениям или аварии.
ГКУ не подходит так обстоятельно к определению сроков исковой давности. В соответствии со статьей 863 ГКУ к требованиям относительно ненадлежащего качества работ, выполненных в отношении зданий и сооружений, устанавливается один срок исковой давности – три года от дня принятия работы заказчиком.
Отдельное внимание уделим гарантийным качествам и связанным с ними особенностям исчисления сроков исковой давности. По общему правилу гарантийный срок составляет десять лет со дня принятия объекта заказчиком. Но больший гарантийный срок может быть установлен договором или законом. При этом гарантийный срок продлевается на время, в течение которого объект не мог эксплуатироваться вследствие недостатков, за которые отвечает подрядчик. Суть гарантийных качеств сводится к тому, что подрядчик должен гарантировать достижение объектом строительства установленных в проектно-сметной документации показателей и возможность эксплуатации объекта согласно договору на протяжении гарантийного срока, если иное не установлено договором. Но подрядчик может быть освобожден от ответственности за дефекты, выявленные в пределах гарантийного срока, если он докажет, что они произошли вследствие: естественного износа объекта или его частей; его неправильной эксплуатации или неточностей в инструкции по его эксплуатации, разработанных самим заказчиком или привлеченными им другими лицами; ненадлежащего ремонта объекта, который осуществлен самим заказчиком или привлеченными им третьими лицами.
Согласно части 4 статьи 322 ХКУ в случае, если договором подряда или законодательством предусмотрено предоставление гарантии качества работы и недостатки выявлены в пределах гарантийного срока, течение срока исковой давности начинается со дня выявления недостатков. Однако обойти вниманием ГКУ в данном случае невозможно, поскольку он содержит другую норму относительно начала исчисления исковой давности при гарантиях в строительстве. Статья 864 ГКУ гласит, что, если договором подряда или законом установлен гарантийный срок и заявление по поводу недостатков работы сделано в пределах гарантийного срока, отсчет исковой давности начинается со дня заявления о недостатках. Так как день выявления заказчиком недостатков и день осуществления заявления подрядчику о недостатках зачастую не совпадают,
Рекомендация
Советуем сторонам в этом случае применять положение ХКУ (срок исковой давности начинается со дня выявления недостатков), поскольку согласно части 2 статьи 317 ХКУ нормы ХКУ более специальные, чем ГКУ.
налицо коллизия между кодексами.
Рекомендация
Советуем сторонам в этом случае применять положение ХКУ (срок исковой давности начинается со дня выявления недостатков), поскольку согласно части 2 статьи 317 ХКУ нормы ХКУ более специальные, чем ГКУ.
Алексей Домашенко
Юрист
«Справочник экономиста», апрель 2005 г., № 4 (16), с. 66 (www.mediapro.com.ua/economist/new_issue.php)
Дата подготовки 02.04.2005
Журнал «Справочник экономиста»
____________
К сведению
Примечения к статье...
* Обращаем внимание на то, что Минрегионстрой утвердил Рекомендации по страхованию рисков в строительстве (приказ от 30.05.2008 г. № 230).
*******
Постановлением от 01.08.2005 г. № 668 Кабмин утвердил Общие условия заключения и выполнения договоров подряда в капитальном строительстве. Ими следует пользоваться при заключении и выполнении договоров подряда в капитальном строительстве независимо от источников финансирования работ, а также формы собственности заказчика и подрядчика (субподрядчиков). Об этих условиях подробно – в комментарии Анастасии Хмелевич («Собственное Дело», 19 сентября 2005 г., № 18 (145), с. 10 (www.factor.ua)).
Обратим внимание еще на такой момент: согласно п. 3 Общих условий среди прочих документов, сопровождающих договоры подряда, названы сметы. Более того, речь идет о неких установленных формах смет. Вероятно, это обстоятельство и породило следующий вопрос: являются ли сметами расчеты расходов на строительство, составленные по форме, установленной решением руководства строительной компании? А ответ на него – в письме Минстроя от 27.12.2005 г. № 10/2-6.
Как отмечает Минстрой, определение термина «капитальный объект строительства» в действующих строительных нормах отсутствует. Классы по капитальности определяются для жилых домов со сроком службы 30–150
|